Курорт рабац

Гарантированный отдых

Свои обязательства перед клиентами турфирмы теперь обязаны подтверждать финансовыми гарантиями.

По мировым меркам российский туристический рынок еще очень молод — ему всего 15 лет. Но наши граждане уже успели стать частыми, узнаваемыми и желанными туристами во многих странах. Это не удивительно: россияне обычно оставляют на отдыхе в несколько раз больше денег, чем, скажем, европейцы (по экспертным оценкам, наши туристы ежегодно тратят за рубежом около $10-12 млрд.), а выездной поток из России растет год от года. Например, в прошлом году на отдых за границу отправились, по данным Федеральной пограничной службы, более 7,7 млн. наших граждан — на 14,3% больше, чем в 2005 году. За первый квартал этого года общее число поездок россиян за рубеж, по данным Ростуризма, составило 5,8 млн.

Однако бывает и так, что человек, оплативший поездку, вынужденно остается дома или, напротив, не может вернуться с иностранного курорта. Просто компания, услугами которой он воспользовался, оказывается однодневкой, образованной лишь для того, чтобы собрать деньги с доверчивых клиентов и кануть в лету. Такая практика была широко распространена на туррынке с середины 90-х по начало 2000-ных годов. Тогда в высокий сезон сообщения о мошенниках могли появляться по нескольку раз в неделю, а количество их жертв за лето доходило до нескольких тысяч.

Эксперты называли это болезнью роста: молодой, совершенно непрозрачный, но бурно растущий рынок создавал все условия для появления мошенников. Государственное же регулирование отрасли было довольно слабым. Туроператорская и турагентская деятельность подлежали обязательному лицензированию, но наличие лицензии мало что гарантировало потребителю.

Сейчас случаи откровенного мошенничества на российском туррынке уже довольно редки. Но ситуации, когда российские туристы не могут поселиться в гостинице или вернуться на родину из-за того, что обслуживающая их фирма разорилась и отказалась выполнять обязательства, время от времени возникают и сейчас. Рентабельность туристического бизнеса невысока (в лучшем случае — 15-20%, в среднем же — 8-10%), поэтому неожиданное падение спроса, неоправданные амбиции и прочие непросчитанные риски могут привести к краху оператора средней руки. У фирмы накапливаются долги перед партнерами (авиакомпаниями или принимающей стороной), и туристов бросают на произвол судьбы.

Читать так же:  Нок бахрейна поможет олимпийскому чемпиону уличенному в допинге

Неудачливые российские путешественники не раз застревали в Турции, Египте, Хорватии. Решалась проблема частично силами агентов (они из собственного кармана оплачивали гостиницы клиентам) и властями (вывозить невольных невозвращенцев поручалось государственным авиакомпаниям).

Именно для того, чтобы не допустить подобного в будущем и принимался новый закон «Об основах туристской деятельности». Основное его нововведение — финансовые гарантии операторов (5 млн. рублей для компаний, занимающихся международным туризмом, и 500 тыс. рублей — для тех, кто организует поездки только по России). Гарантии заменят упраздненные лицензии, а обеспечить их фирмы смогут либо с помощью страховки, либо посредством замораживания нужной суммы на депозите, либо заручившись банковской гарантией. Зарезервированные суммы Ростуризм в случае необходимости будет направлять на оплату вывозных чартеров и решение прочих проблем туристов.

Необходимость введения самого института гарантий никто не оспаривал, но вот об их размерах дискуссии велись ожесточенные. Многие эксперты полагали, что 5 млн. рублей — неподъемная сумма для средних и мелких компаний, особенно региональных. Участники рынка говорили, что с помощью нового закона власти расчищают путь крупным фирмам, убирая небольших игроков, оттягивающих на себя часть потоков. Тем не менее, закон был принят. Часть операторов (в первую очередь крупные) уже подписали договоры с банками или страховыми компаниями, некоторые мелкие фирмы объединились в пулы, чтобы сообща обеспечить гарантии. Самым предпочтительным вариантом для большинства компаний оказались страховые полисы (комиссия составляет в среднем от 1,5-2% от суммы). Банки предоставляют свои гарантии на более или менее выгодных условиях в основном крупным игрокам рынка, держащим у них счета и обеспечивающим солидные денежные потоки.

К минусам закона аналитики относят прежде всего то, что он был принят накануне высокого сезона и операторы получили не так много времени для оформления соответствующих документов. Это означает, что нынешним летом накладок в работе отрасли избежать не удастся. Например, у части россиян могут возникнуть проблемы с получением виз. МИД России около месяца назад разослал консульствам письмо, в котором призывал иметь дело только с компаниями, внесенными в составляемый Ростуризмом федеральный реестр туроператоров. Попасть в этот список может только компания, оформившая гарантии и представившая соответствующие подтверждения. Ростуризм начал рассматривать документы турфирм месяц назад, и по состоянию на 30 мая в реестр было внесено 846 компаний. Лицензии же на операторскую деятельность по всей России имели около 3 тыс. фирм. То есть две трети компаний с 1 июля формально можно будет отнести к неблагонадежным.

Читать так же:  В ташкенте открыта международная туристическая ярмарка

Впрочем, закон только вступает в силу, и Ростуризм будет рассматривать документы и пополнять реестр и после 1 июня. Аналитики также полагают, что не все консульства прислушаются к рекомендациям МИДа. Например, французы уже заявили, что не прекратят прием документов на визы от аккредитованных операторов, если они получили фингарантии, но не успели попасть в реестр.

Эксперты полагают, что благодаря принятию закона туррынок станет более цивилизованным и прозрачным, не слишком надежные фирмы с него просто уйдут. Но это произойдет не раньше следующего сезона. Пока же потребителям можно посоветовать выбирать компанию для организации отдыха более тщательно, чем обычно, и по возможности обращаться к крупным операторам. Не помешает также следить за ценами на путевки — уменьшение количества игроков на рынке вполне может привести к удорожанию туров.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button