В «новом манеже» проходит выставка эдо муртича
По словам директора МИГМ Галины Ведерниковой, картины из разных музеев России пользовались в Загребе колоссальным успехом. Проект, темой которого является история авангардизма как художественного направления в искусстве XX века, поддержали правительство Москвы, МИД и минкультуры Хорватии и мэрия Загреба.
В интервью «Новости» 80-летний хорватский абстракционист признался, что давно мечтал «привезти свои картины в страну Малевича и Кандинского». С энтузиазмом встретила выставку художественная общественность Москвы. Так, народный художник России, академик Татьяна Назаренко выразила пожелание «оставить эту экспозицию в «Новом Манеже» как можно дольше в качестве образца искусства ХХ века».
В самом деле, привезенные в Москву полотна, охватывая полвека творческого пути мастера, свидетельствуют о сложной и вдумчивой эволюции в русле «лирической абстракции». Однако дарование художника гораздо шире рамок одного направления — его творчество генетически связано и с немецким экспрессионизмом, и с наследием Фрэнсиса Бэкона или Джексона Поллока. «Это слишком мощная личность и самобытное явление, чтобы оставаться в рамках одной школы», — считает доктор искусствоведения Наталия Злыднева. Картины Муртича выдают непрестанный диалог с Ван Гогом и Клодом Моне, с русскими авангардистами и ныне живущим французом Пьером Сулажем. То глухой, то светоносный черный, который активно использует хорватский живописец, заставляет вспомнить и о трагедиях, пережитых его родиной на протяжении ХХ века.