Надо ли снижать ндс?
Поскольку резкое снижение НДС равносильно для федерального бюджета удару под дых.
Напомним, что «уголёк» в тлеющий спор по вопросу НДС подбросил глава РСПП Александр Шохин во время недавней встречи представителей российского бизнеса с Владимиром Путиным. На слова президента о необходимости диверсификации сырьевой экономики бизнес-элита отреагировала привычно — попросила налоговых льгот и, в частности, либо отмены, либо снижения налога на добавленную стоимость. Причем в несколько ультимативной форме: «РСПП будет настойчиво требовать от правительства снижения НДС до более низкой планки — не до 13%, а до 10%», — заявил Шохин. Понять неослабевающее желание бизнеса понизить налоговую планку можно. Позицию РСПП пояснил сам Шохин, сказав, что это было бы не обременительно для бизнеса. Вместе с тем он признался, что с другой стороны «это принесет потерю для бюджета». Вот в последней фразе и кроется камень преткновения.
НДС обеспечивает треть всех поступлений в федеральный бюджет. К примеру, в прошлом году — на уровне 30,8%. В случае снижения НДС казна потеряет сотни миллиардов рублей. Конечно, есть Стабилизационный фонд, за счет которого теоретически можно залатать прореху, но средства, поступающие от экспорта сырья, предназначены вовсе не для этого случая. По мнению заместителя главы Минэкономразвития Андрея Шаронова, НДС — важный источник пополнения казны, и рисковать им «под воздействием больших денег, получаемых сейчас от экспорта углеводородов, легкомысленно». Той же точки зрения придерживается министр финансов Алексей Кудрин, называющий НДС «подушкой безопасности» для России. Как косвенный налог он равномерно распределен по отраслям экономики, в том числе сырьевым. И поэтому нужно иметь в виду, что налоговая система сегодня очень уязвима: если мировые цены на углеводородное сырье упадут, то это обернется заметным снижением государственных доходов.
На встрече с президентом РФ Александр Шохин подверг критике качество администрирования НДС в части возврата этого налога компаниям. Не согласиться с этим нельзя — проблема существует. Но работа в данном направлении ведется. По данным Федеральной налоговой службы, в 2006 году по НДС удалось собрать средств на 2,4% больше, чем в предыдущем. При том суммы возвратов по НДС, по сравнению с 2005 годом, выросли на 30%.
С начала нынешнего года введен упрощенный порядок возмещения НДС экспортерам. Напомним, что до этого фирмы, занимающиеся экспортом, могли вернуть его только после соответствующего решения налогового органа. Теперь они получили право, не дожидаясь решения налоговой инспекции, самостоятельно поставить сумму НДС к вычету.
По оценкам Минфина, новый механизм возврата налога обойдется бюджету примерно в 80-100 миллиардов рублей. Однако это еще не все. С 2008 года налогоплательщики перейдут с ежемесячного на поквартальную уплату НДС. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, все эти нововведения лишат бюджет в общей сложности 150-170 миллиардов рублей. Уместно ли в таких условиях и на фоне роста бюджетных обязательств радикально сокращать ставку этого налога?
Следует отметить, что НДС — один из наиболее распространенных в мире налогов. Например, его использует Евросоюз. И ставка этого налога в России отнюдь не самая высокая. Например, в Дании и Швеции она составляет 25%. В Хорватии, Финляндия и Польше — 22%. У нас же ставка НДС равна 18%. Кому-то она может показаться чрезвычайно высокой, но ее снижение означало бы резкое сокращение социальных расходов и, возможно, свертывание некоторых национальных проектов. Готово ли к этому сегодня государство — вопрос скорее риторический.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции